Что поможет сохранить объемы железнодорожных перевозок
Что поможет сохранить объемы железнодорожных перевозок
Восстановить погрузки помогут строительные материалы, нефть и минеральные удобрения.
Перевозки в направлениях Китая, Индии и Казахстана, а также контейнерные грузы позволят сохранить объемы железнодорожных перевозок, уверены эксперты. Положительный эффект должен проявиться к концу лета.
Грузооборот за апрель 2022 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3% . Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в отчетном периоде сократился на 1,8%.
С чем связаны сокращения оборота
Основное сокращение грузовой базы происходит за счет снижения отправок на экспорт на фоне введенных санкций и ограничений, а также ответных действий со стороны России.
Например, 17 марта и до конца 2022 года был введен полный запрет на экспорт в недружественные страны круглых лесоматериалов, щепы и шпона.
Погрузка основного драйвера грузовой базы железнодорожного транспорта предыдущих лет, каменного угля, в апреле 2022-го сократилась на 6,1%:
- поставки в Германию в отчетном периоде сократилась более чем на 50%,
- в Швейцарию — более чем на 30%.
Снижение погрузки нефти и нефтепродуктов составило 7,2%, удобрений — 13,2%, лесных грузов — 15,8%.
Из-за нарушений устоявшихся логистических цепочек отечественные экспортеры в оперативном порядке прорабатывают новые маршруты для отправок.
Учитывая прогнозируемое сокращение ВВП в 2022 году на 8-10% по актуальному базовому сценарию Центробанка РФ, тренд на снижение погрузки может сохраниться в течение ближайших 12 месяцев.
Оптимистичные прогнозы
Некоторые эксперты склоняются к более оптимистичным прогнозам. По их мнению, падение погрузки на 5% — это краткосрочный тренд, который может сохранится и во II квартале 2022 года. А далее начнется восстановление общего объема железнодорожных грузоперевозок до уровня 2021 года.
Восстановление общего объема грузоперевозок произойдет в том числе и потому, что железная дорога на текущий момент — это основной способ перевозки грузов в контейнерах из-за введения санкций со стороны ЕС на морские и автомобильные перевозки. То есть переориентация способа доставки на железную дорогу неминуема.
Кто-то из специалистов предполагает, что продолжение снижение грузопотоков возможно. Однако падение не будет критичным, так как частично его удастся отыграть за счет восстановления логистики с Китаем. Нарушение поставок на этом направлении сейчас вызваны проблемами с новой волной пандемии.
Максимальная отрицательная динамика погрузки ожидается в мае-июне 2022 года, после чего отправки грузов начнут восстанавливаться, полагают эксперты. В ближайшие месяцы на фоне принятых Правительством РФ мер поддержки по строительству и развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, положительную динамику будут показывать строительные материалы. Также драйверами роста погрузки могут выступить минеральные удобрения. Не стоит забывать и про нефть и нефтепродукты.
В ближайшее же время на фоне затруднений с авиасообщением и легализацией параллельного импорта положительный вклад в погрузку в 2022 году могут также внести перевозки грузов в контейнерах, в том числе, благодаря потребительским товарам.
Кроме того, в конце лета-осенью 2022 года в Россию постепенно начнут возвращаться те европейские компании, которые еще не успели избавиться от собственного бизнеса на территории РФ. Соответственно, они также будут активно использовать железную дорогу в своей логистике.